2008 // 2009 // 2010 // 2011 // 2012
Для участия в мероприятии необходимо зарегистрироваться через rocID

Новости

Сергей Плуготаренко: Я противник «закручивания гаек»

12 Октября 2011

Каковы мощные предпосылки для развития рунета и что может помешать реализоваться самым оптимистичным планам? Об этом и многом другом в интервью Infox рассуждает директор Российской Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко.

- Чем запомнится этот год российским деятелям интернета?
- В этом году, пожалуй, не было особенных проектов национального масштаба, таких, каким был запуск домена РФ год назад или интернетизация школ несколько лет назад.
Но с точки зрения интернет-бизнеса – год прошел неплохо, стабильно и с хорошей динамикой по всем показателям. Впервые в этом году «экономика рунета», будучи измеренной различными аналитиками, в том числе нашей ассоциацией, составила уже вполне заметный процент от ВВП России – по разным оценкам от 1,5% до 3%.
Всем запомнится выход на IPO «Яндекса» вслед за Mail.ru Group, встреча Дмитрия Медведева с интернет-отраслью в апреле 2011 года и ряд “президентских” поручений по итогам встречи (ограничение ответственности интернет-СМИ за комментарии и публикации третьих лиц, внедрение аналога Creative Commons в России, изменения законодательства в IV части ГК).
Не миновали нас в этом году и печальные события – гаджетоманы и пользователи техники и сервисов Apple прощались в октябре со Стивом Джобсом – признанным гением в области интернет-технологий и интернет-устройств, определившим во многом нынешний вид интернета, контента и сервисов.
Конечно же для меня лично 2011 год запомнится как один из самых напряженных и интересных одновременно, потому что именно в этом году отстраивалась и укрупнялась возглавляемая мной Российская Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК): количество членов ассоциации за год выросло с 24 до 80, мы сформировали 7 профильных комиссий, приняли участие в разработке и доработке всех законопроектов и законодательных инициатив, которые затрагивают интересы отрасли, провели массу значимых индустриальных мероприятий.
Итоги года подводить еще рано. Мы будем делать это на Неделе российского интернета RIW-2011 (в конце октября) и, конечно же, на Премии Рунета 2011 (в ноябре).

- Какие перспективы у отрасли в 2012 году?
- Уверен, что в 2012 года отрасль покажет те же темпы роста, что и ранее - по всем измеряемым показателям (количество пользователей, проникновение мобильного интернета, экономические показатели, рост доменной индустрии...).
Особое напряжение вызывают предсказания очередного экономического кризиса, правда интернет (как показал опыт 2008-2010 годов) оказался самой устойчивой медиасредой. Не могут не сказаться на нашей отрасли и выборы 2012 года и возможная смена – так или иначе – ориентиров и курса в отношении информатизации страны. Также с 2012 года ожидается усиление давления на высокотехнологичную отрасль с высокими зарплатами сотрудников – со стороны налогового бремени.
Тем не менее, остаются мощные предпосылки для развития рунета и упрочнения его экономических показателей. Остается только надеяться, что общемировые экономические и российские политические процессы не помешают реализоваться нашим оптимистичным планам.
В конце концов, согласно одному из прогнозов ФОМ, интернет-аудитория России к 2015 году должна превысить 80 млн. пользователей – после чего мы станем страной №1 в Европе по числу интернетчиков.

- Насколько отстает технически российский сегмент от западных соседей?
- Рунет очень хорошо развит и во многих вопросах даст фору европейскому интернету, отставая, конечно же, от американского рынка. При этом рунет самобытен и уникален. У нас есть собственные сервисы и решения, которых нет в «неамериканском» сегменте сети: собственный поисковик, почтовая службы, социальные сети и др. Сервисы – прочно держат позиции «номер один» в России, не уступая их уже много лет американским сервисам. Хотя во всем мире это уже давно не так: национальные сервисы «сдали» позиции американским – поисковикам, почтовым службам, соцсетям.
Кроме того, в России есть и продолжает развиваться собственная инфраструктура доступа в интернет. Только ленивый не ругал за прошедшие годы слабое проникновение и дороговизну интернета в регионах. К счастью, и тут ситуация меняется в лучшую стороны, и стремительно. А уж в городах-миллионниках – все почти также хорошо, как в городах Европы и США.
Кончено, российский интернет-рынок значительно меньше западных аналогов – по количеству денег и проникновению в жизнь граждан. Недостаточно мощно развит мобильный интернет, электронная коммерция и электронное правительство. Это те слабые позиции, по которым будет, я уверен, максимальный рост в ближайшие годы. Если будет благоприятная экономическая и политическая ситуация в стране.
И это позволит нам сократить отставание и подняться в международных рейтингах стран (как по уровню готовности к вступлению в информационное общество, так и по экономическим показателям).
Напрямую это зависит от роста инвестиционной привлекательности рунета, которая пока находится на высоком уровне – благодаря успешным IPO сразу нескольких российских интернет-компаний, прошедшим за последние 2 года по «максимальной планке».

- Как интернет пережил кризис и готов ли он к новому витку?
- Важнее понять не то, как рунет пережил кризис 2008-2010 гг (общепризнанный факт: хорошо, лучше других), а как мы справимся с новыми экономическими и политическими вызовами ближайшего времени, если таковые имеют место быть.

- Перед выборами все чаще раздаются голоса в поддержку политики жесткого контроля не только за публикациями в сети, но и за комментариями читателей. Каково ваше мнение относительно такой политики?
- Моя позиция в этом вопросе однозначно отрицательная: я противник "закручивания гаек" под любыми предлогами. Эта позиция не только моя – это позиция РАЭК и отрасли в целом.
Сегодня рунет демонстрирует все большую социальную ответственность, рост влияния на экономику и социальную жизнь страны. Нельзя ломать сложившуюся тенденцию развития сети в России какими-либо искусственными зажиманиями и прикручиваниями.
Отрасль самоопределилась, есть ряд успешных примеров частно-государственного партнерства, рунет демонстрирует успехи саморегулирования. Не нужно – ни под какими предлогами ломать эту благоприятную обстановку для развития сети.

- Что тормозит развитие он-лайн коммерции в России?
- Сегодня уже нет факторов, явно сдерживающих развитие электронной коммерции в России. Россияне перестали бояться электронных покупок, все чаще используются электронные платежи, банковские карты входят в нашу жизнь среди всех слоев населения.
Новый закон о «Национальной платежной системе», какой бы критике он не подвергался, не тормозит развитие электронной коммерции, как опасались некоторые эксперты.
Именно поэтому этот рынок показывает такие высокие темпы роста: на 45% в год растет рынок электронной коммерции и более чем на 70% в год – рынок электронных платежей.
Прогноз по рынку электронной коммерции по итогам 2011 года составляет более 250 млрд. рублей, при этом средний покупатель тратит в сети порядка 3 тыс.рублей в месяц. Очевидным историческим фактором, тормозящим развитие электронной коммерции (и не только) в России, является географическая протяженность нашей страны, плохое качество оффлайновой логистики (в первую очередь эксперты отмечают низкое качество и скорость работы Почты России), а также низкий уровень жизни и низкие экономические показатели в регионах России. Это остается, никуда от этого мы не уйдем в ближайшее время.

- Сейчас происходит процесс интеграции телевидения и сетевых источников видео. Каким вы видите интернет-телевидение через несколько лет?
- Очевидно, что телевидение и интернет будут переплетены и интегрированы уже в ближайшем будущем. И не только они. Речь идет о том, что в ближайшие 3-5 лет на рынок придут и прочно укоренятся интегрированные коммуникационные среды и сервисы. За ними последуют и устройства (уже сейчас многие телеприемники умеют подключаться к интернету, и это только начало).
На всемирном уровне активные эксперименты в этой области ведутся такими компаниями как Apple, Google, Samsung. Очевидно их желание интегрировать свои устройства и сервисы и представить пользователю возможность потреблять контент и пользоваться сервисами со всех привычных устройств. Традиционно сложившаяся «навязанная программируемость» телевидения также уступит место новому формату и новой парадигме, когда пользователь сможет формировать контент под себя, основываясь на собственных предпочтениях и рекомендациях от «умных» сервисов.
Еще больше возрастет потребление не только профессионального телеконтента, но и видеоконтента, снимаемого самими пользователями. Развитие облачных технологий только поможет этому.
Будет ли Россия занимать лидирующие позиции в этом направлении? Очевидно, что нет. Поэтому давайте смотреть на Запад и примерять на себе технологические и сервисные новинки с опозданием на пару-тройку лет.

- Какие социальные задачи и государственные программы, на ваш взгляд, можно оптимально реализовать с помощью сетевых решений. Что думаете по поводу электронного голосования и электронного правительства?
- Постулаты и ориентиры, заложенные в программы развития информационного общества и электронного правительства, очевидно, уже не удовлетворяются на 100% - но и не провалились. Поэтому тут есть место для подвига.
Кстати, многие наработки государства в области электронного правительства, работают сегодня даже лучше аналогичных бизнесориентированных систем. Сайты многих органов госвласти созданы на высоком уровне, осуществляется их постоянная контент-поддержка – чего нельзя сказать о многих корпоративных интернет-представительствах. Государство понимает и старается использовать социальную мощь рунета. Многие наши политики лично представлены в социальных медиа, в блогосфере.
Правда, такие эффективно реализуемые с помощью интернет-технологий процессы, как выборы-голосования, все еще находятся в научно-теоретической стадии. Очевидно, что от процесса информатизации страны сильно отстают регионы.

- В конце октября пройдет очередной RIW. Что интересного будет в этот раз?
- На RIW будет традиционно много интересного. Мощная программа – полезная как для специалистов (более 10 серьезно проработанных блок-конференций по всем ключевым темам развития отрасли: реклама, электронная торговля, кадры, web-разработки, социальные медиа, программное обеспечение, мобильные сервисы и технологии и пр.), так и для пользователей (мероприятия и круглые столы общей программы).
Будет представлен сильный «государственный блок», где представители отрасли смогут встретиться с профильными госструктурами, обсудить текущее законодательство и законотворческие инициативы, высказать свое мнение по ним.
Интерес к программе RIW был настолько высок в этом году, что мы даже реализовали «нулевой день», который пройдет в формате международной конференции «Интернет и право: в поисках баланса», где будут представлены не только российские спикеры (бизнес, государство), но и западные эксперты в области интеллектуальной собственности в сети и информационной безопасности.
В ходе RIW будет работать большая отраслевая выставка «Интернет-2011». В рамках специальной зоны выставки «Аллея инноваций» и в ходе конференции UpStart Conf большое внимание будет уделено стартапам и инвестированию в рунет.

Источник: http://infox.ru/press/events/document114087.phtml


Организатор:
РАЭК
При поддержке:
Министерство связи и массовых коммуникаций
При содействии:
Департамент информационных технологий города Москвы
Стратегический партнёр
РОСТЕЛЕКОМ
Официальные партнёры:
КупиКупон
 
OZON.ru
 
Webmoney.ru
 
Яндекс
 
1С-Битрикс
 
 
 
 
 
Генеральный интернет-партнер:
Mail.Ru Group
Партнёр бизнес-зоны:
КЦ
Партнёр по размещению и перевозкам:
Ozon.travel
Официальный регистратор:
RU-CENTER
Партнёр компьютерной безопасности:
Лаборатория Касперского
Генеральный ТВ-партнёр:
Россия 24
Генеральный телеканал Москвы:
Молодежный партнёр:
Акция
Генеральный Медиа-партнёр:
BFM.ru
Мультимедийный партнёр:
РИА Новости
Генеральная газета:
РГ
Free-lance партнёр:
Официальный партнер интернет платежей:
Официальное кафе RIW:
Поставщик воды на RIW:
Видео-партнёр общей программы RIW 2011:
Партнёр онлайн-трансляции:
Официальный видео-портал:
Партнёр опросов:
Wi-fi партнёр:
Рекламная сеть:
Официальное PR-агентство:
 
Партнёр онлайн-трансляции медиацентра:
Цветочный партнёр:
При содействии:
Экспоцентр
 
Интернет Медиа Холдинг
 
Партнеры проф. программы:
Mail.ru Group
 
Бегун
 
1C-Bitrix
 
QIWI-Кошелек
 
WebMoney Transfer
 
Ашманов и Партнеры
 
HeadHunter
 
Ozon.ru
 
Яндекс
 
Xakep
 
Grape
 
Официальное издание
 
 
Информационные партнёры:
Infox.ru
3DNews
TimeofNewz
ВКурсе
Тасс-Телеком
CRN
Опора-Кредит
CNews
Гарант
MSkIT
Subscribe.ru
qip.ru
HDmedia
AdFox
LiveJournal
SeoNews